Статьи
15 декабря 2016 г. в Минпромторге России состоится Всероссийский конгресс индустрии детских товаров С 8 по 11 декабря в Челябинске пройдет  выставка «Накануне Рождества» Рейтинг@Mail.ru

Маркировка меховых изделий: эксперименты закончились, чипированию быть

25.08.2016

Председателем правительства России Дмитрием Медведевым 12 августа 2016 года было подписано постановление о реализации в 2015–16 годах пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками (КИЗ). С этого момента чипирование продукции является обязательной процедурой для всех участников товарооборота, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. В Москве, в Гостином дворе, в рамках объединенной выставки Chapeau-Mosfur, состоялся семинар для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором приняли участие представители Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора и других структур, ответственных за выполнение и контроль проекта маркировки.

Cеминар для производителей и продавцов меховых изделий. Фотография Дмитрия Бабушкина, предоставлена организаторами выставки

Это уже не первое подобное мероприятие — семинары для производителей и продавцов меховых изделий проходили неоднократно, однако, кажется, вопросов меньше не стало.

Основная мысль, которую спикеры пытались донести до собравшихся, — пути назад нет. Постановление вступило в законную силу, а значит с августа этого года всем участникам товарооборота меховых изделий предстоит жить в новой реальности. За оборот немаркированных изделий из натурального меха предусмотрена административная ответственность — Кодекс административных правонарушений, статья 1512 «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке, а также нарушение установленного порядка нанесения такой маркировки или информации о маркировке товара».

Правда, неожиданностью этот факт назвать сложно. Экспериментальный проект по маркировке стартовал еще в 2012 году. Госструктуры, назначенные ответственными за проведение эксперимента, приглашали всех желающих бизнесменов принять в нем участие и добровольно промаркировать продукцию. На основании полученной информации в законодательство и программу маркировки вносились корректировки и изменения. В частности, именно благодаря предложениям бизнесменов, изначальный 30-дневный срок маркировки остатков товара был увеличен до 45 рабочих дней.

Чиновники всякий раз подчеркивали: маркировка нужна не для того, чтобы усложнить жизнь малому и среднему бизнесу.

Сергей Столбов, президент Российского пушно-мехового союза:

«Нам бы хотелось сделать так, чтобы максимально уменьшить риски излишнего давления на бизнес, особенно добросовестный, прозрачный, чтобы идея маркировки не стала очередной «дубиной» для давления на бизнес и для развития коррупции».

Сергей Столбов. Фотография Дмитрия Бабушкина, предоставлена организаторами выставки

Сергей Волков, Управление государственной деятельности системы официального контроля Роспотребнадзора:

«Госконтроль и надзор проводится в двух формах — плановых и внеплановых проверок. Планы ежегодно публикуются на сайте Роспотребнадзора, где каждый может посмотреть, запланирована ли проверка конкретного юрлица или ИП. Совместный единый план плановых проверок публикуется на сайте Генеральной прокуратуры. Проведение внеплановых проверок в обязательном порядке согласовывается с органами прокуратуры. Основания для их проведения четко установлены Федеральным законом № 294. Процедура эта прозрачна для бизнеса, не вызывает никаких сомнений. Если кто-то инициирует жалобу или обращение по поводу некачественного товара, который реализует или производит ваша организация — наши территориальные органы не имеют права выходить на проверку без согласования с органами прокуратуры. Вид и кратность проверок четко регламентированы законодательством. Так, например, в 2016 году проверок малого и среднего предпринимательства практически не запланировано. Сейчас идет согласование проверок на 2017 год. И здесь предусмотрен мораторий на их проведение у объектов малого и среднего бизнеса».

Сергей Волков. Фотография Дмитрия Бабушкина, предоставлена организаторами выставки

По словам Валерия Селезнева, начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, маркировка позволит лишь оптимизировать процесс контроля за товарооборотом, «вывести бизнес из тени»: «Когда мы раньше приходили с проверками, то крайне редко могли найти нормальные документы, которые подтверждали бы легальность перепродаж товара. И до 12 августа мне не нужна была никакая марка, у меня и так был инструментарий для проверки. Просто цепочка была довольно длинная. Если раньше сотрудникам приходилось проводить проверку в течение полугода-года, то сейчас, я надеюсь, методология будет позволять проводить проверку за две-три недели».

Валерий Селезнев. Фотография Дмитрия Бабушкина, предоставлена организаторами выставки

Но многие из участников семинара были убеждены в том, что нововведение лишь усложнит им жизнь. Некоторые признавались, что не желают учиться ничему новому, не понимают необходимости осваивать компьютерные программы, электронный документооборот. Вопросы сыпались, как из рога изобилия: как быть с остатками товара (на этот вопрос спикеры отвечали несколько раз в процессе семинара); что делать, если информация не считывается с чипов; как маркировать изделие, которое было продано до чипирования, а сейчас возвращено продавцу? Какие-то проблемы удалось решить прямо на месте, в остальных случаях чиновники отсылали бизнесменов на порталы своих ведомств, где, по их словам, специально размещены телефоны сотрудников, которые либо помогут в решении проблемы, либо запишут информацию и передадут ее соответствующим специалистам.

Один из вопросов касался известных на всю страну столичных рынков — «Садовод» и Черкизовского. Многие предприниматели долгие годы закупали товар именно там. Естественно, безо всякой маркировки и, зачастую, без правильно оформленных документов. Ответил представитель Федеральной налоговой службы России Владимир Мальцев: «По поводу того, что «Садовод» и Черкизовский рынок станут сейчас «производителями российских шуб» — мы эти риски понимаем и оцениваем, разрабатывается специальная система управления рисками. На основании информации, существующей на нашем ресурсе, будет проводиться анализ, и по определенным принципам, по контрольным соотношениям с другими нашими информационными ресурсами такие псевдо-производители будут попадать под контрольные мероприятия». Формулировка туманная, однако ясно одно — иметь дело с поставщиками контрафакта после начала проекта по маркировке станет вдвойне небезопасно.

Владимир Мальцев. Фотография Дмитрия Бабушкина, предоставлена организаторами выставки

Приняли участие во встрече с предпринимателями и представители Госзнака — производителя чипов, а также компании 1С, рассказавшие об интеграции программных продуктов с системой маркировки. Слушали их не так внимательно, как хотелось бы — аудитория погрузилась в бурное обсуждение сути проекта, не желая прислушиваться к техническим деталям.

Как сложится судьба проекта маркировки — пока сказать трудно. Несмотря на большой подготовительный период, очевидно, что и у бизнесменов, и у чиновников осталось немало открытых вопросов, которые потребуют отладки механизма. Хочется надеяться, что предприниматели и власть выберут путь сотрудничества, а не противодействия. Ведь, как отметил Валерий Селезнев, по итогам проведения пилотного проекта по чипированию меховых изделий «на самом высоком уровне» уже поднимается вопрос о расширении спектра товаров, которые могут быть маркированы.

Фотографии Дмитрия Бабушкина, предоставлены организаторами выставки.

Просмотров: 4800
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 14 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2016 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте