Статьи
15 декабря 2016 г. в Минпромторге России состоится Всероссийский конгресс индустрии детских товаров Предзаказ коллекций спортивной, повседневной и мужской одежды, обуви и аксессуаров сезона осень-зима 2017/18 Рейтинг@Mail.ru

Игорь Корнилов: Музеи не могут быть скучными

06.07.2016

Музей моды, а точнее государственное бюджетное учреждение культуры московского подчинения музейно-выставочный центр «Музей моды» существует в Москве уже почти десять лет, однако постоянную прописку получил совсем недавно. Улица Ильинка, 4, Гостиный двор — самый центр столицы. Здесь проходят уникальные выставки, рассказывающие об истории российской моды, осуществляются интерактивные и обучающие проекты. Мы поговорили с директором музея Игорем Корниловым о том, как Музей моды вписывается в культурное пространство и каким видит свое будущее.

– Игорь Петрович, не каждый музей может похвастаться такой целостностью экспозиции и идеи, как ваш. Помогают ли стены Гостиного двора?

– Музей формально существует порядка десяти лет, восемь из которых — достаточно номинально. Формировалась коллекция, но самым главным минусом было отсутствие площадей. Обсуждались разные варианты, но в силу обстоятельств ни один из них не получил своего дальнейшего развития. Полтора года назад сформировалась новая команда музея, и своей главной задачей мы поставили организацию выставочного пространства. Так сложились обстоятельства, что мы нашли вот это помещение в Гостином дворе, оно очень созвучно теме нашего музея. Поскольку Гостиный двор всегда был на пересечении всех путей в Москве, это то место, в котором открывались лавки, торгующие модным платьем, а Никольская улица и сейчас поддерживает идею флагманских бутиков. В процессе работы над этим выставочным пространством мы, наверное, стали четче для себя понимать, что же мы хотим показать нашему зрителю.

Музей моды. Фотография предоставлена Музеем моды

Да, кстати, что же именно вы хотите донести до зрителя? Какие задачи ставите перед собой?

– У нас нет амбициозных планов переплюнуть ведущие мировые музеи моды. Мы не ставим своей глобальной задачей показать историю развития моды в мировом масштабе. Для себя на сегодняшний день формулируем достаточно локально: показать историю моды в контексте художественной жизни России на примере Москвы. Я думаю, что эта задача не менее сложная и не менее амбициозная, нежели, скажем, всеми правдами-неправдами формировать свои коллекции за счет работ Gucci, Dior и так далее. Так мы покажем только определенный этап развития европейской моды. Нам же хотелось бы все-таки не забывать о корнях.

Расскажите, пожалуйста, о ваших выставочных проектах.

– Первый выставочный проект, который был реализован на этой площадке, знакомил с основой нашей коллекции. Это были по большей части вещи XIX века, и немного даже XVIII — потому что благодаря департаменту культуры в прошлом году мы приобрели замечательный шелковый жилет XVIII века, в достаточно хорошей сохранности. Он очень интересен сам по себе, более того, мы сразу нашли некие параллели — на одном из полотен, хранящемся в музее Тропинина, изображен мужчина в практически аналогичном жилете. И это очень интересно, это дает шансы на создание совместных выставочных проектов.

До открытия этой выставочной площадки, Музей моды сотрудничал с разными музеями и делал ряд совместных проектов на их территории. Тут надо раскрыть карты и признаться, что я являюсь также директором музея Тропинина. И у нас было несколько выставочных проектов, которые мы реализовывали вместе. Это и проект, связанный с армией «Гром победы раздавайся», и проект «Царица меж цветов», посвященный розе как символу в искусстве, в живописи, в поэзии, в архитектуре, в литературе. Получился очень изящный, необычный проект в художественном музее, где наряду с живописью свое место занимали костюмы и живые цветы. Еще один проект, который мы делали совместно, был посвящен Рождеству.

Сейчас мы продолжаем работать с другими музеями. Буквально месяц назад мы открыли замечательную выставку, посвященную советскому модельеру, которая работала в Доме моделей на Кузнецком мосту, Вере Араловой. Мы ее делали совместно с музеями «Абрамцево» и МХАТа.

Также мы реализовали несколько проектов, связанных с молодыми дизайнерами — очень необычными и интересными. Первый проект назывался Ganich + Malevich. Художница Вика Ганич представила очень интересные технологии обработки кожи, меха, кроя. Она в какой-то степени воодушевлялась и может быть руководствовалась цветовой палитрой и архитектурой работ Малевича. И эти параллели были очень интересно показаны, как и вся творческая лаборатория, на разных этапах создания костюма.

Еще один проект — «Шелковые песни птицы Сирин» — Ирины Батьковой, которая создала свой бренд Sirinbird. Это платки размером 90 на 90, выполненные удивительным образом. Работая над ними, она фактически создавала картину российской истории. Где-то отталкиваясь, может быть, от билибинских сказок, как, например, в работе «Баба Яга» — такой платок, думаю, любая женщина, несмотря на название, согласилась бы использовать в качестве аксессуара. Есть у нее платки, связанные с историей — платок «Александр Невский», платок, посвященный Санкт-Петербургу. Великолепный платок, посвященный Москве, первому космонавту. Эти вещи нужно рассматривать. И я не побоюсь сравнить их с работами дома Hermes.

И выставка, которая проходит сейчас, посвященная 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой — фигуры, незаслуженно забытой, яркой, достойной восхищения. Мы почему-то считаем, что российская мода — это либо некие перепевы тех или иных тенденций, которые поставляют нам западные дома, либо это возврат к этнике. Но совершенно забываем о том, что в сфере моды в России работали профессионалы и в XIX, и в начале XX века. И Надежда Петровна — это именно тот человек, которого нужно ставить на пьедестал, говоря о том, что российская мода существует, и существовала еще с XIX века. Я рад, что музей МХАТа в этом начинании нас активно поддержал.

Музей моды. Фотография предоставлена Музеем моды

– Какие у вас дальнейшие планы?

– Мы хотим продолжить театральную тему, тем более, что следующий год будет объявлен годом театра. В этом году у нас также запланированы выставки, связанные с костюмом в кино. Еще в воздухе витает идея, мы хотим ее правильно выстроить — выставочный проект, который будет называться «Женщина. Мода. Война». Это проект о том, что женщина даже в годы войны оставалась женщиной, появлялись новые стили.

Буквально через месяц мы откроем еще один зал, где будут выставлены фрагменты нашей постоянной экспозиции.

Вообще все наши выставки проходят в рамках выставочного проекта «Антология длинного платья», где мы говорим о длинном платье и о его постепенном укорачивании. Проект длительный, выставки могут чередоваться.

Также мы будем продолжать работу с современными дизайнерами-художниками. У нас есть святое правило — каждый дизайнер, который выставляется у нас, дарит какой-то предмет в коллекцию музея.

Плюс ко всему, мы настроены на сотрудничество с другими музеями — это поможет более широкому осмыслению моды в контексте истории страны, истории Москвы, жизни тех или иных конкретных людей. Вообще ни одно явление культуры нельзя рассматривать в отрыве от всего остального. Если возвращаться к истории моды, то понять, почему женщины вдруг стали носить юбки короче, почему перешли от одного каблука к другому, можно только, разобравшись в контексте истории. И просто показать какой-то костюм — это неправильно. Поэтому мы показываем историю костюма в динамике, в развитии. Более того, история нашей страны показывает, как кардинально может меняться костюм за очень короткий промежуток времени. В России все менялось гораздо быстрее, чем в европейских странах. На смену крестьянскому быту и соответствующей одежде пришла промышленная революция, мужчины, а затем и женщины встали за станки и за кульманы, и так далее… И мы можем показать эти изменения в комплексе.

– А какие-то международные проекты у вас планируются?

– Мы сотрудничаем с музеями, модельерами и коллекционерами из Европы. Сейчас у нас есть предложение сделать очень большую красивую выставку платков Hermes, в ближайших планах — выставка, связанная с Шанель. Я всегда подчеркиваю, что главным постулатом нашей работы является открытость для сотрудничества со всеми, мы готовы обсуждать, договариваться, делать совместные проекты на нашей или на других площадках.

За десять лет у вас, наверное, сформировалась внушительная коллекция? Откуда к вам поступают экспонаты?

– Хотелось бы похвастаться тем, что у нас большие фонды, но пока нет. Они еще только формируются, но уже есть неплохая коллекция работ современных российских дизайнеров и коллекция исторического городского костюма и обуви, нижнего белья. Мы активно собираем журналы мод и гравюры того времени.

Формируется коллекция двумя способами: дарение — мы активно принимаем вещи, общаемся в соцсетях на этот предмет, к нам приходят коллекционеры, которые готовы что-то подарить или продать. Много интересных вещей, которые приходят иногда из совершенно неожиданных мест — из каких-то банальных объявлений о купле-продаже можно выудить великолепную швейную машинку XIX века или дорожный кофр.

Музей моды. Фотография предоставлена Музеем моды

Так сложилось, к сожалению, что если мы и храним дома вещи, связанные с нашими предками, то это глубоко личные мемориальные предметы — чашка, серебряная ложка, альбом. Мало кто хранит одежду. Как правило, увы, после смерти человека все это выбрасывается или раздается. Но есть люди, и мы благодарны им за это, которые действительно все это бережно хранят и потом приносят нам. Тогда получается целый комплекс вещей, который связан с конкретной личностью, и это необязательно может быть какая-то знаковая фигура. История строится обычными людьми. Но в биографии таких обычных людей четко прослеживается биография всей страны. И все это сопровождается личными вещами, причем, родственники помнят, когда покупалась или шилась эта юбка, с какой зарплаты бабушка купила себе эти ботинки… Это очень трогательно и очень важно.

Мы собираем предметы в основном в Москве, но что-то привозится. Например, нам подарили коллекцию кружев из Испании. Именно такие кружева использовали в отделке платьев XIX века. География вещей может быть самая разная, но естественно, нам интересно, когда эти вещи связаны с Москвой.

Вообще вещи XIX века, особенно какие-то каркасные, корсетные платья, платья с турнюрами — их просто-напросто сложно хранить. И конечно, большая часть таких вещей находится либо у коллекционеров, либо в музеях. В качестве источника типового платья хороши блошиные рынки и антикварные магазинчики Европы. Но иногда выплывают какие-то уникальные вещи из частных коллекций.

Музей моды. Фотография предоставлена Музеем моды

Конечно, любой музейщик никогда не теряет надежды, что в его музейной жизни обязательно появится какой-то совершенно уникальный предмет.

Есть ли еще в Москве музеи, связанные с историей моды?

– Коллекции, связанные с модой, есть во многих музеях — как в московских, так и федеральных. Неплохую коллекцию одежды собрал Музей Москвы. Коллекция одежды и народного костюма есть в музее декоративно-прикладного искусства. Просто каждый музей рассматривает тот или иной предмет в призме своего профиля, своей миссии. Мы, Музей моды, рассматриваем эти предметы со всех сторон — и как собственно произведение искусства, завершенное полотно, и как технологию изготовления костюма (ткани, фурнитура, лекала и прочее). И обязательно рассматриваем этот же предмет в контексте художественной и исторической жизни города.

В чем еще отличие Музея моды от остальных собраний?

Музеи могут быть разными — академичными или суперсовременными, насыщенными электроникой, образовательными, развлекательными. Но музеи не могут быть скучными. Это — главное. Мы очень стараемся, чтобы наш музей не был скучным, чтобы у любого гостя возникало желание остановиться и посмотреть. Я считаю, что мы должны воспитывать у зрителя качество, напрочь потерянное за последнее десятилетие у жителей мегаполиса — созерцание. Мы не умеем остановиться, задуматься, немножечко постоять или посидеть перед тем предметом, который вызывает восхищение. Музей моды, как и все художественные музеи, дает такую возможность.

Фотографии предоставлены Музеем моды.

Просмотров: 4000
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 14 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2016 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте