Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Выставка-презетация Sport Casual Moscow сезона осень-зима 2021/22 пройдет 25-27 января 2021 года Рейтинг@Mail.ru

Сейчас стоит вопрос о сохранении нашего интеллектуального наследства. Интервью с Ириной Крутиковой

2011-05-26 15:02:48

Знаменитый дизайнер по меху Ирина Крутикова, лауреат Государственной премии России, почетный член Российской академии художеств в интервью с Еленой Лерман, аналитиком моды ИА «РИА Мода», рассказала о проблемах в меховой отрасли, о работе советских модельеров и начинающих российских дизайнеров, а также поделилась своими творческими планами.

Е.Л.: Ирина, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили связать свою творческую судьбу с таким сложным материалом как мех?

Ирина Крутикова: Как известно, то, что сложнее, то и интереснее! Я начала свою трудовую деятельность в ВИАЛЕГРОМе (Всесоюзный институт ассортимента легкой промышленности), где приходилось участвовать в художественных советах. Чтобы не попасть впросак, было необходимо разбираться и в производстве тканей, и в обработке мехов. Как-то раз, по прибытии в город Киров, я была «украдена» руководством меховой фабрики «Белка», настоятельно приглашавших меня посетить их производство. Я была поражена горами разнообразного меха. Ассортимент фабрики, в то время, насчитывал 60 наименований меха. О существовании многих видов меха, и тогда не подозревали даже опытные меховщики, а теперь уже и многих мехов не существует.

Если раньше на складах фабрики хранилось до 5 млн. шкурок, то теперь их количество доходит лишь до 250 тысяч. Из-за вырубки леса и изменения климата поголовье белки сократилось, происходят межвидовые скрещивания, чего раньше не наблюдалось. Все это негативно сказывается на качестве шкурок. Подбор пластин, которыми торгуют на аукционах, становится проблематичным. Производство мехового сырья резко сократилось и сейчас стоит вопрос о сохранении нашего интеллектуального наследства – старинных технологий обработки меха.

(Прим. редакции: Ирина Крутикова создала уникальные технологии обработки белки и стала автором знаменитой коллекции шуб-мозаик из белки).

Е.Л.: Как Вы относитесь к крашению и различным способам декорирования меха?

Ирина Крутикова: Я всегда говорю своим студентам, старайтесь сохранить красоту исходного сырья. Лучше чем сделала природа, сделать нельзя. За рубежом распространена практика отделки меха, когда норку доводят до состояния хлопчатобумажной ткани. Я этого не понимаю, зачем из роскошного сырья делать визуально более дешевый. Но это их проблемы, связанные со многими причинами, в том числе и с выступлениями защитников животных.

ЕЛ.: Так можно ли утверждать, что российские дизайнеры являются законодателями в мировой меховой моде?

Ирина Крутикова: Конечно. «Меха и водка (к сожалению)» - первые ассоциации, которыми характеризуют за рубежом Россию. Раньше мы были мировыми лидерами по производству и потреблению меховых изделий, сейчас, конечно, мы уступили свои позиции. Мы являемся обладателями уникальной дореволюционной технологии выделки белки, которая каким-то образом попала в Китай…

Многие технологические приемы декорирования меха, например, перфорация норки, которую я разработала еще в 80-х годах, успешно применяют во всем мире.

Е.Л.: Все ли Ваши революционные разработки запатентованы?

Ирина Крутикова: Нет, не все. Я перестала регистрировать свои открытия, так как и у нас в стане, и за рубежом существуют большие проблемы по защите авторских прав, проконтролировать использование моих разработок очень сложно. Собственно, весь мир моды строится на копировании и развитии чьих-то идей. А иногда, идеи, витающие в воздухе, приходят в головы нескольким дизайнерам одновременно.

Е.Л.: Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту.

Ирина Крутикова: В Доме моделей я проработала недолго, четыре года. Надо сказать, что работа там была очень специфичная. Мне, человеку, пришедшему с производства, было нелегко ограничивать себя возможностями небогатого склада ОДМО. В таком же положении были все художники, работали с тем, что было в наличии, при этом надо было создавать перспективные коллекции. Связь с производствами была слабо налажена, а мода – прежде всего, это новые материалы. Да, и возвращаясь к авторскому праву и авторскому надзору, и тогда это была проблема. Предприятия, закупая разработанные модели в ОДМО, на местах, перерабатывали модели под свои производственные возможности.

Е.Л.: А какие наиболее ощутимые проблемы, на Ваш взгляд, существуют у российских дизайнеров?

Ирина Крутикова: Меня часто приглашают в различные институты в качестве председателя Дипломных комиссий. У нас столько талантливой молодежи! Во многих городах я видела потрясающие дипломные работы. Спрашиваю, где собираетесь работать, многие отвечают: не знаю. ВУЗы потеряли связь с производством, студентам негде проходить практики. Смог сам студент устроиться, и хорошо. А многие студенты очень инфантильны: мы никому не нужны, твердят они. При этом ждут, что их кто-то должен заметить.

Дизайнер – вечный боец, с каждой коллекцией он должен доказывать свою состоятельность. Также считаю, что в институтах должны преподавать психологию. Студентам необходим навык делового общения. Многие выпускники – минимум «диоры», ждущие своих собственных Домов, естественно, что с такими амбициями им трудно находить общий язык с профессионалами.

Е.Л.: Расскажите, пожалуйста, о своих новых разработках. Над чем Вы работаете сейчас?

Ирина Крутикова: Я продолжаю исследования по изменению потребительских свойств меха. Так я разработала технологию покрытия мездры шкурки специальным составом с целью придания как нового эстетического облика, так и улучшению влагостойкости и износостойкости меховых изделий. Из обработанных подобным образом пластин можно изготовлять двусторонние изделия. В условиях нашего нестабильного климата, когда погода меняется несколько раз в день, очень практично иметь меховую вещь, которую в случае мокрого снега или дождя можно вывернуть на непромокаемую сторону.

Меховые изделия покупают не каждый год. Поэтому, очень актуально предоставить потребителю возможность вариативности дорогостоящего приобретения. С этой же целью я разрабатываю серию дублированных мехов. Экспериментируя с различными способами крепления к меху дополнительного слоя ткани, я чаще всего использую яркий шелк. Таким образом, мы в одной вещи получаем две совершенно разные. В этом же направлении я разрабатываю новые конструкции моих моделей со съемными деталями и регулируемой длиной.

Е.Л.: Мы благодарим Вас за время, которое Вы смогли уделить нам для интервью, и надеемся на продолжение нашего сотрудничества.

Фотографии Натальи Лапиной, ИА «РИА МОДА».

«« Предыдущая Все статьи 1 «« 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 Следующая »»
55-я федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» пройдет в Москве с 16-19 февраля 2021 года
© RIA Moda 2010-2020 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте