Международная выставка «Индустрия моды» пройдет 15-18 октября 2020 года в Санкт-Петербурге
Новости
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
XVI Международная выставка ювелирных и часовых брендов  «Junwex Москва 2020» пройдет 23-27 сентября 2020 года на ВДНХ (55 и 57-й павильоны) Max Morgan Рейтинг@Mail.ru

Вера Тугова: «В моду стремятся многие, но остаются только самые преданные»

2010-05-14 15:34:45

В 2010 год году исполнится 15 лет проекту молодых дизайнеров «Экзерсис». О его истории, перспективах, региональных этапах и заключительном мероприятии рассказала Вера Тугова, руководитель деловых программ и проекта «Экзерсис».

20100514 Руководитель деловых программ и проекта «Экзерсис» Вера Тугова. Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА МОДА».

– Вера Александровна, расскажите немного о том, как зарождался Ваш конкурс.

Это в последние годы Россию накрыла волна дизайнерских конкурсов. А пятнадцать лет назад их было меньше, чем пальцев на одной руке. Именно тогда и был проведен первый конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды «Экзерсис» при поддержке мэтра российской моды Вячеслава Михайловича Зайцева. С его легкой руки конкурс получил замечательное название «Экзерсис», что переводится с французского как «упражнение». Были первые пробы пера и первые шаги в осознании новой роли дизайнера одежды на рубеже веков, как организаторами, так и участниками конкурса. Тогда мы все играли в моду и не могли представить, что через каких-то десять лет станем частью ее индустрии. Путь был сложный и трудный, набирались опыта, совершали открытия, делали ошибки, не избежали потерь, меняли концепцию и, выдержав проверку временем, смогли создать уникальный и востребованный современным рынком проект.

Важным этапом в становлении конкурса стали годы, когда проект поддерживался РК «Панинтер» при личном участии его основателя Александра Паникина, затем Международным центром деловых контактов «Дельконт» и вот на протяжении последних девяти лет ОАО «Рослегпром» и ООО «РЛП-Ярмарка».

– Как сейчас развивается проект?

– В области проведения конкурсов мы многое делали и делаем первыми.

Начиная с третьего конкурса, актуализировали проблему дефицита продукции в сегменте мужской одежды и неразвитости этой ниши. Несмотря на то что мы открыли ряд дизайнеров работающих над созданием мужской одежды, все-таки нужно признать, что эта ниша пока практически не занята.

В конце прошлого века, который ознаменовался дефицитом на все, в том числе и на материалы, в конкурсных работах стал превалировать «мусорный дизайн» – работа над необычными формами и декором. Основным критерием оценки стала «вычурная идея». Дизайнеры совершенно не задумывались, для какой группы потребителей они работают. Они создавали коллекции «ни для кого», а вернее будет сказать, для выплеска творческих идей и удовлетворения собственных амбиций. Подиумы захлестнули балаган и цирк с одной стороны, «дамистость», «красивость» и дешевая стилизация народного костюма с другой стороны. А потребитель, как король, оставался голым. И эта тенденция наблюдалась не только на молодежных, но и профессиональных подиумах.

И в этой ситуации мы первые в марте 2002 года провели конкурс с демонстрацией коллекций класса pret-a-porter на профессиональной площадке в рамках Федеральной ярмарки «Текстильлегпром». Жюри конкурса ожидало немало разочарований – молодые дизайнеры не понимали и не знали, как работать над созданием коллекций pret-a-porter. А суть проблемы заключалась в отставании и оторванности системы профессионального образования от реальностей производства. Систему изменить было сложно, поэтому мы стали работать непосредственно с учебными заведениями. Приглашали для консультаций производственников и известных дизайнеров, особую благодарность хотелось бы выразить дизайнеру Владимиру Зубцу, который откликнулся первым, не жалея времени и сил, буквально вспахал это поле. Стали проводить семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации. Последние пять-шесть лет большую образовательно-консультационную работу проводит председатель жюри конкурса Александр Хилькевич – главный редактор журнала «Индустрия моды».

В то же время во многих городах были открыты региональные представительства конкурса «Экзерсис», которые проводили эту работу на местах. Таким образом, охватили значительную часть регионов России: Тольятти, Пермь, Челябинск, Краснодар, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Ставрополь, Курск, Мурманск, Ригу,  Москву и Московскую область и др. В отличие от Международного конкурса «Экзерсис», который проходит сезонно дважды в год, региональные туры проводятся только один раз в год перед весенне-летним или осенне-зимним сезоном по выбору представительств.

Одновременно стали выявлять и поощрять лучшие авторские школы дизайна (вузы) и школы моды (сузы), поддерживая и развивая другие.

– Каковы достижения конкурса, что он дает молодым?

С первых же конкурсов стали приглашать в качестве партнеров конкурса текстильные и производственные фирмы. Сертификат на ткани для молодых художников это и материальная поддержка, и возможность участия в следующем конкурсе, а для фирм – продемонстрировать свои ткани и их перспективы. Первой на наше предложение откликнулась текстильная фирма «Купавна». Опыт оказался настолько востребованным, что проект поддержали многие фирмы, которые продолжают оставаться постоянными партнерами «Экзерсис».

За годы существования конкурса сотни дизайнеров получили приглашение на стажировки от известных дизайнеров и фирм индустрии моды. Предприятия малого и среднего бизнеса охотно сотрудничают с конкурсом, видя в этом прекрасную возможность подбора креативных специалистов.

Одними из последних достижений в развитии конкурса стали новые номинации «дизайнер – производственная фирма» и «дизайнер – текстильная фирма». В этих номинациях авторская коллекция выполняется на основе партнерства дизайнера с фирмами индустрии моды. Несмотря на то что представление коллекции в этих номинациях требует соединения в одном проекте потребностей, возможностей и позиций двух сторон, есть первые удачные варианты взаимовыгодного сотрудничества, за которыми видим большое будущее.

И, наконец, самым большим и профессиональным достижением конкурса «Экзерсис» является переход на сезонные показы перспективных коллекций – дважды в год. Сегодня требования к коллекциям участников конкурса такие же, как и на неделях моды. При этом следует сделать акцент, что показы коллекций конкурса «Экзерсис» опережают на полтора месяца показы российских недель моды.

В моду стремятся многие, но остаются только самые преданные, отдающие ей все 24 часа в сутки. В общем, что для публики – Большой праздник Моды, для художника – огромная работа. И наши молодые дизайнеры не раз доказали, что им такая работа по плечу.

– Скажите, пожалуйста, несколько слов о заключительном этапе конкурсе, который пройдет в сентябре.

– Мы готовимся к предстоящему финалу XXVIII Международного конкурса «Экзерсис», который пройдет 21 сентября 2010 года в Москве на ВВЦ с представлением коллекций класса pret-a-porter сезона весна-лето 2011. Региональные конкурсы прошли в Риге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Воронеже. В мае пройдет в Санкт-Петербурге конкурс «Дыхание весны», победитель которого примет участие в финале нашего конкурса. В июне конкурс «Экзерсис» пройдет в Казани в рамках празднования 120-летия Казанского государственного технологического университета.

Отличительно особенностью в формировании жюри конкурса на «Экзерсис» от всех других молодежных конкурсов является то, что мы приглашаем только профессионалов: известные дизайнеры, искусствоведы, руководители творческих союзов и профессиональных объединений, представители предприятий легкой промышленности и индустрии моды, недель моды, редактора популярных журналов и телепрограмм. И уж конечно, никогда не приглашаем представителей учебных заведений. Поэтому в вопросе судейства конкурс отличает профессионализм и объективность жюри. За эти годы в составе жюри побывали такие известные российские дизайнеры: Вячеслав Михайлович Зайцев, Владимир Зубец, Людмила Мезенцева, Сергей Сысоев, Марина Эндоурова, Анна Чистова, Татьяна Федорова, Андрей Шаров и др., историк моды Александр Васильев, главный редактор журнала «Индустрия моды» Александр Хилькевич.

– Вчера в Воронеже состоялся финал VI Межрегионального конкурса молодых модельеров и дизайнеров Центральной России «Экзерсис». Скажите несколько слов о мероприятии.


– Приехав в Воронеж на конкурс шесть лет назад, я терялась в догадках, знают ли дизайнеры Черноземья, что существует мода. Редкие коллекции удовлетворяли сезонности, тенденциям, да и мало были похожи на одежду. Подиум заполонили мотивы: ряженые, народные-хороводные, цирк, театр и т.п. Культура дефиле отсутствовала. И тут нужно сказать слова благодарности организаторам конкурса РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века», которые чутко реагировали на каждое замечание и пожелание. И благодаря организованной ими образовательно-консультационной работе, представленной возможности обмена опытом за эти годы существенно вырос уровень работ молодых дизайнеров региона. Нынешний конкурс превзошел все ожидания жюри. Представленные коллекции выполнены грамотно, профессионально. У молодых есть четкое и правильное понимание роли современного дизайнера реально работающего на конкретного потребителя. Коллекции отличались в целом образностью решения, умением работы с цветом, тщательным подбором аксессуаров. Образы коллекций, созданные авторами, были блестяще презентованы модельным агентством Игоря Комарова. Весьма удачной для представления молодежных коллекций оказалась площадка развлекательного комплекса «Парнас», где проведены два последних конкурса.

Конкурс «Экзерсис» в Воронеже стал стартовой площадкой для молодых дизайнеров Центрального Черноземья в их дальнейшей творческой биографии. Так один из членов жюри Наталья Кумицкая из Воронежа, в прошлом победитель Международного конкурса «Экзерсис», сегодня успешный дизайнер и руководитель собственной фирмы Velkro, изделия которой можно приобрести в бутике воронежского Петровского пассажа.

– Чего вы ожидаете от финала конкурса в сентябре?

Что касается финала XXVIII конкурса «Экзерсис», который пройдет в этом году, пожалуй, ничего нового и неожиданного, главное, что международный конкурс «Экзерсис» на протяжении пятнадцати лет проходит неизменно, при любой погоде и экономической ситуации с обязательными аншлагами, профессионально и по-молодежному задорно.

– Спасибо большое за интервью.

Напомним, XXVIII Международный конкурс пройдет 21-24 сентября 2010 года в Москве, ВВЦ, павильон №69. Участниками конкурса могут стать студенты учреждений профессионального образования, ведущих подготовку специалистов в области дизайна, моделирования, конструирования, технологии и изготовления одежды и молодые специалисты (не более трех лет после окончания учебного заведения).

1 «« 1913 | 1914 | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 | 1919 | 1920 | 1921 | 1922 | 1923 »» 1942

«« Предыдущая Все новости Следующая »»
© RIA Moda 2010-2020 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте