Новости
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Рейтинг@Mail.ru

В Музее имени Пушкина проходит выставка «Dior: под знаком искусства»

2011-05-01 14:27:25

С 28 апреля по 24 июля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина проходит выставка «Dior: под знаком искусства». Она организована Министерством культуры РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и компанией Dior.

В пресс-релизе организаторов говорится: «Экспозиции, посвященные моде и дизайну, стали одним из направлений выставочной деятельности крупнейших музеев мира относительно недавно. Подобные проекты способствуют включению явлений моды и дизайна в контекст художественной культуры. Благодаря сотрудничеству художественных музеев и ведущих Домов моды, творчество модельеров начало рассматриваться как продолжение тех традиций в сфере изобразительного искусства, которые были заложены в эпохи так называемых «больших стилей» и стали источниками вдохновения для таких выдающихся кутюрье, как Кристиан Диор.

Кристиан Диор (1905-1957) совершил революцию в мире моды, вернув женщинам послевоенного времени женственность и элегантность. Рождение предложенного им стиля «New Look» состоялось 12 февраля 1947 года, когда модельер представил свою первую коллекцию. Подчеркнутая линия груди, гибкая талия и пышная юбка произвели настоящую сенсацию. Восхищенная Кармел Сноу, главный редактор журнала Harper's Bazaar, окрестила новый стиль «New look» («новый взгляд»), а сорокадвухлетнего Диора – «новым Папой мира моды». Именно с этого момента начинается триумфальное шествие Диора как модельера и история одного из ведущих европейских домов моды – Christian Dior.

С 1947 по 1957 годы Диор удивлял и восхищал публику, предлагая на каждом показе совершенно новые образы: его платья имели названия, а коллекции – определенные темы: театр, музыка, литература, музеи. Кристиана Диора всегда привлекало искусство. Когда ему было всего 23 года, он открыл собственную галерею, где выставлял работы Пикассо, Клее, Джакометти. Став кутюрье, он получил возможность выражать любовь к искусству в своих моделях. Подобно художнику, Кристиан Диор создал уникальный мир, в котором женщины расцветают, как прекрасные цветы. Помимо изысканных коллекций одежды, Дом Dior предлагал своим клиентам духи, украшения, сумки, аксессуары – все, что способствовало созданию совершенного образа женщины. Дом Dior стал своего рода мастерской, откуда вышли знаменитые дизайнеры XX века: Ив - Сен Лоран, Марк Боан, Джанфранко Ферре и многие другие. Однако основные направления деятельности Дома Dior были заложены и сформированы именно его основателем – Кристианом Диором, легендарной личностью, повлиявшей на развитие моды и дизайна XX века.

Все грани творчества выдающегося кутюрье и его последователей, и поныне продолжающих легенду Дома Dior, нашли отражение на выставке «Dior: под знаком искусства», представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эта, новаторская по своей сути, выставка – своеобразное проникновение в святая святых творческой лаборатории Дома Dior, возможность познакомиться с источниками, из которых мастера черпали свои идеи, и проследить влияние искусства на создание нового стиля. Образцы высокой моды и аксессуары из коллекции Dior, предлагаемые вниманию зрителей на выставке, олицетворяют вечный идеал женственности и красоты, не менее, чем работы великих художников от Гойи до Пабло Пикассо.

В списке произведений искусства, представленных в экспозиции - произведения живописи, графики, фотографии, инсталляции, мебель и предметы убранства из собраний Лувра, Музея Орсэ, Национального музея Версаля, Фонда Бейлер (Базель), и других собраний Европы и США, а также из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской Галереи

Экспозиция построена по тематическому принципу и состоит из нескольких разделов, важнейшим из которых является «Вальс времен», ему отдан Белый зал музея. Усилиями дизайнера выставки Натали Кринье, пространство зала полностью преображено. Главная экспозиционная идея строится на своеобразной «игре» с архитектурой зала, выдержанной в классическом стиле. Зеркальный потолок и дополнительные ряды колонн, превращенные в витрины для платьев, создают совершенно новый пространственный эффект и станут большой неожиданностью для зрителей.

Темы, предложенные устроителями выставки в этом зале:

«Сады Диора»

Кристиан Диор родился и вырос в Гранвиле, небольшом городке на северо-западе Франции. Он с детства питал интерес к цветам, любовь к которым передалась ему от матери – Мадлен Диор. Став модельером, он постоянно использует образы цветов, ассоциируя женщину с цветком, и дает своим творениям цветочные имена. Впечатление хрупкости и нарядности достигается благодаря тщательному моделированию, искусной драпировке ткани и великолепной вышивке, в итоге платья порой кажутся плодом работы гениального флориста. Чашечка, стебель, лепестки, проступают в деталях вечерних туалетов. Создавая свои «цветочные образы», Кристиан Диор обращается также к изобразительному искусству. Для понимания источников вдохновения Диора в экспозиции этого раздела представлены произведения мастеров XIX –XX веков, среди которых «Общественный сад» Винсента Ван Гога, написанный в Арле, драматичная «Яблоня 2» Густава Климта, а также произведения Ренуара, Боннара и др.

«Кристиан Диор и XVIII век»

Истинной страстью для Кристиана Диора стал XVIII век, духом которого были проникнуты его жизнь и творчество. Именно эта эпоха царила в созданном им Доме моды на авеню Монтень в Париже. Кристиану Диору доставляло удовольствие демонстрировать свои коллекции в Версальском дворце или в Пале Рояль, выстраивать манекенщиц в позах, запечатленных на портретах XVIII века. Все в его творчестве будто служит воспоминанием о королеве Марии- Антуанетте, портрет которой, работы Луизы-Элизабет Виже-Лебрен, можно видеть в экспозиции. «Галантный век» на выставке представляют также «Портрет маркизы Санта-Крус» Франсиско Гойи из собрания Лувра, картина Жана-Оноре Фрагонара, образцы мебели и убранства XVIII века.

«Прекрасная эпоха» («Belle Époque»)

Женщины начала Третьей Республики запечатлены в ироничных образах Тулуз-Лотрека или изысканных моделях Больдини, произведения которых представлены в этом разделе. С «легкой руки» Диора, платья с накладками и турнюры, напоминающие моду «Прекрасной эпохи», регулярно появлялись не только в его собственных коллекциях, но и в коллекциях его последователей.

«Балы Диора»

В 50-е годы XX века в Европе начинается знаменитый период балов. После трудностей и утрат военного времени послевоенные балы стали выражением беззаботности и веселья Бал для Диора был олицетворением настоящего счастья. Он создавал великолепные бальные платья для принцессы Маргарет, принцессы Монако – незабываемой Грейс Келли, и других светских красавиц. «Бальное платье, - говорил Диор, - превращает вас в женщину, полную очарования, элегантности, женственности».

В центре Белого зала располагается экспозиция «Бог и золото». Она представлена в апсиде в виде своеобразной инсталляции и метафорическим образом иллюстрирует слова Жана Кокто о Кристиане Диоре: «Это беспечный гений нашего времени, чье волшебное имя таит в себе два магических слова: Бог (Dieu) и Золото (Or)». Ослепляющие золотым сиянием образы-модели прекрасных женщин-фараонов весенне-летней коллекции 2004 года, экспонируются на фоне подлинного саркофага «Ташет» и других предметов египетской коллекции Пушкинского музея, демонстрируя тем самым явственную связь между традициями искусства Древнего мира и созданиями современных дизайнеров.

Эту тему продолжают еще два раздела экспозиции, размещенные по обеим сторонам колоннады - «New Look» и «Тело и линия». Первый раздел, как следует из названия, посвящен рождению стиля «New Look». Здесь представлены фотографии из собрания Дома «Dior», на которых запечатлен сам великий кутюрье, а также его последователи.

Раздел «Тело и линия» является своеобразным исследованием «архитектуры платья». «Платье, - считал Кристиан Диор, - строится, конструируется в зависимости от структуры материи. В этом секрет моделирования, и этот секрет основан на первом законе архитектуры: подчинении силе тяжести». Диор идеализирует женское тело, подчеркивая талию, объем бедер, грудь. Его последователи также остаются верны этому идеалу, следуя формам и линиям, запечатленным в работах мастеров живописи и фотографии. Благодаря представленным в этом разделе произведениям, в том числе, «Стоящая обнаженная» Поля Сезанна, «Уснувшая купальщица» Теодора Шассерио, «Сфинкс с улицы Мулен» Анри Тулуз-Лотрека, «Обнаженная» Амедео Модильяни, а также известным фотографиям Ман Рэя и Андре Кертеша, устанавливается связь силуэтов и линий женской фигуры в моделях, созданных Кристианом Диором и опытами мастеров ХХ века в изображении обнаженной натуры.

Став известным и признанным дизайнером, Диор всегда сотрудничал только с лучшими фотографами. Для дома Dior снимали Эрвин Блуменфельд, Генри Кларк, Хорст П. Хорст, Патрик Демаршелье, Нан Голдин и другие знаменитые мастера.

На выставке также представлены снимки Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона, много и плодотворно сотрудничавших в свое время с Модным Домом. Среди них - одна из самых знаменитых фотографий в истории моды - «Довима и слоны» Аведона (1955, печать 1978), на которой запечатлена любимая фотомодель Кристиана Диора в платье, выполненном по эскизам молодого Ива Сен-Лорана. Это самый большой отпечаток (216,8х166,7), сделанный специально для ретроспективы мастера в музее Метрополитен. Еще одной жемчужиной фотографической части экспозиции станет известная работа Хельмута Ньютона «Они идут». Это диптих, состоящий из абсолютно идентичных по композиции, свету и рисунку фотографий. На одной из них модели идут в одежде, а на другой – полностью обнаженные. Именно вторая часть – «Обнаженные» (1981) представлена на выставке.

Следующий раздел экспозиции получил название «Вокруг света в Dior».

«Вы переплывете много морей», – сказала как-то гадалка молодому Кристиану Диору. Первая его коллекция 1947 года быстро принесла ему успех во многих странах – от Парижа до Нью-Йорка. Демонстрируя свои модели в разных странах мира, Кристиан Диор должен был прикоснуться к тому, что в каждой стране считалось элегантным. В 1959 году с огромным успехом прошел показ его моделей в Советском Союзе. Ему были близки и те страны, в которых он не бывал, например, Индия или Китай. При создании платьев модельер по-своему интерпретировал элементы других культур, выражая тем самым свое уважение к различным традициям. Его последователи были также не равнодушны к дальним путешествиям, что приводило к появлению в коллекциях Дома Christian Dior восточных, испанских, русских и азиатских мотивов. Вот почему модели и эскизы Dior представлены на фоне «Карменситы» Джона Сарджента из Музея Орсэ, «Крестьянки в зеленом фартуке» Александра Архипова или «Женщины с граблями» Казимира Малевича из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также нескольких японских гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Еще один раздел выставки получил название «Ателье, или искусство Высокой моды». При создании эскизов своих будущих коллекций Кристиан Диор имел обыкновение уединяться, прячась от парижской суеты. Из этих эскизов позже рождались особые хлопчатобумажные выкройки, созданные мастерскими по изготовлению одежды из шелка (мастерская Flou) и трикотажных изделий (мастерская Tailleur). На следующем этапе отбирались проекты, заслуживающие названия «модели». Далее следовал тщательный отбор тканей. Мастерские и по сей день являются сердцем Дома Dior, местом, где мастера трудятся над тем, чтобы создать нечто невозможное. На создание некоторых моделей уходит более тысячи часов. Образ «Ателье» воссоздано пространстве между 18 и 21 залами.

Женщина, считал Диор, не может быть совершенной, если ей не сопутствует утонченный флер аромата. Присутствие коллекции запахов от «Christian Dior», которые стали неотъемлемой частью марки, безусловно, ощущается во всех частях экспозиции. Вместе с тем организаторы выставки посвятили им специальный раздел - «Магия ароматов Dior». «Я считаю себя парфюмером в такой же степени, как и кутюрье», - подчеркивал Кристиан Диор. Аромат для него был своеобразным завершающим штрихом к моделям одежды. Одновременно с его первой коллекцией одежды 1947 года были созданы и его первые духи – Miss Dior. Диор посвящал созданию своих духов много времени, он участвовал и в составлении собственно аромата, и в разработке дизайна флаконов. Предпочтение отдавалось парфюму высокой концентрации, таким образом, возникло понятие «духов от-кутюр».

Диор окружал себя профессионалами высокого уровня, в число которых входил иллюстратор Рене Грюо, которому, как никому другому, удалось на бумаге создать образ Дома Dior. Экскизы Грюо представлены в экспозиции. Кроме того, специально для выставки в Москве была создана видеоинсталляция Ольги Киселевой «Парфюмерный орган». Она разработана в тесном сотрудничестве с парфюмерами Дома Dior. Особое внимание художница уделила материалам природного происхождения, входящим в состав знаменитых духов J'Adore. На примере этого легендарного аромата художница исследует границу между видимым (флаконом) и невидимым (ароматом) и раскрывает секреты его волшебства. В работе Ольги Киселевой видеоинсталляция сочетается с конструкцией, состоящей из стеклянных флаконов и символического дождя из золотых нитей.

В разделе экспозиции «Звезды Dior» представлены фотографии звезд театра и кино, а также королевских особ, отдавших предпочтение Дому Dior. Например, Марлен Дитрих, которая носила наряды Дома Dior и в жизни, и на сцене. Для съемок в фильме «Страх сцены» она пожелала, чтобы весь гардероб был выполнен исключительно Домом Dior. Ава Гарднер, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, принцесса Диана, Карла Бруни-Саркози и другие знаменитые женщины мира отдают предпочтение нарядам от Дома Dior.

Дополняют экспозицию экстравагантные ювелирные украшения, созданные Виктуар де Кастеллан, которые по праву можно считать эмблемами Дома Dior, начиная с 1999 года. Среди причудливой роскоши особое место занимает Роза Dior, символизирующая любимый цветок легендарного кутюрье, которым он украшал свои платьях и который неизменно присутствовал в пышных букетах в салонах на авеню Монтень. Это символ тех роз, которые когда-то благоухали в саду дома в Гранвиле, где прошло детство великого Кутюрье XX века.

Дизайнер проекта «Dior: под знаком искусства» - Натали Криньер (Nathalie Crinière), Агентство NC; куратор по коллекции моделей Dior Fashion Creation - Флоранс Мюллер (Florence Müller).

Натали Криньер – выпускница Школы им. Булля по специальности «Дизайн интерьеров» и Высшей национальной школы декоративных искусств Парижа по специальности «промышленный дизайн». Натали Криньер закончила Georgia Tech Institute of Technology, Атланта, штат Джорджия, США. Затем работала в Барселоне (Испания) в агентстве Пепе Кортеса (Pepe Cortes), дизайнера интерьеров. Вернувшись в Париж, и, проработав некоторое время в различных агентствах, она открыла собственную компанию - агентство NC Натали Криньер. Сегодня она руководит агентством из восьми человек и контролирует каждый проект. Агентство стремится соединять сценографию и дизайн. Агентство работает как с большими учреждениями культуры, так и развивает отношения с частными клиентами. В рамках разнообразных проектов агентство NC активно сотрудничает с другими профессионалами, специализирующимися в различных областях (архитектура, графика, мультимедиа, сценарии и т.д.).

В области сценографии в активе агентства следующие проекты:

- коллекция Yves Saint Laurent и Pierre Bergé для Christie’s в нефе Большого дворца;

- «детский городок» для детей 5-12 лет в городке науки и индустрии Ла-Виллетт;

- «Дэннис Хоппер – новый Голливуд» во Французской синематеке;

- «Грейс Келли» в Монако, в Мэрии Парижа, затем в Фонде культуры «Екатерина» в Москве,

- «Oum Kalsoum» в Институте арабского мира;

- Выставка «Yves Saint Laurent, Love» в Музее изобразительных искусств Монреаля и

- De Young MOMA в Сан-Франциско;

- Рок-н-ролл 39/59 в Фонде современного искусства Картье и т.д.

Флоранс Мюллер окончила Школу Лувра и Институт искусства и археологии (Париж). С 1979 по 1993 год была директором и куратором Французского союза искусства костюма при Центральном союзе прикладных видов искусства (UCAD).

С 1992 года Флоранс Мюллер преподает историю моды и культуры во Французском институте моды и более 30 лет является куратором выставочных проектов.

Кроме того, Флоранс Мюллер - автор многих книг по истории моды, среди которых «La Mode au XXème Siècle» (1986), "Art et Mode au XXè Siècle" (1999), «Excentriques»( 2001), «Modern: 20 years of contemporary fashion»(2009) и др., а также сценарист нескольких документальных фильмов.

Флоранс Мюллер - куратор следующих проектов:

- «Belles en Vogue: фотографии журнала Vogue с 1925 года по настоящее время»(Бон Марше, Париж), 2004;
- «Жан-Шарль де-Кастельбаяк» (Музей Виктории и Альберта, Лондон),2006;
- «Дизайнерская бижутерия для высокой моды» (Музей Гранд-Орню-Имаж, Бельгия), 2006-2007;
- «Стиль Ив Сен-Лорана» (Музей изобразительных искусств, Монреаль и Музей де Янга Сан-Франциско), 2008-2009;
- «Ив Сен-Лоран» (Малый дворец (Париж), 2010».

Напомним, что Кристиан Диор (Christian Dior) - французский модельер одежды; годы жизни: 21 января 1905 года – 24 октября 1957 года.

Фотографии и рисунки предоставлены организаторами выставки.

1 «« 1797 | 1798 | 1799 | 1800 | 1801 | 1802 | 1803 | 1804 | 1805 | 1806 | 1807 »» 1913

«« Предыдущая Все новости Следующая »»
© RIA Moda 2010-2020 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте