Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Международная выставка «Индустрия моды» пройдет 15-18 октября 2020 года в Санкт-Петербурге Max Morgan Рейтинг@Mail.ru

Алексей Мурзенок, РЭЦ: Можно сделать хороший бизнес в онлайн, в том числе и по легпрому

2020-04-26 19:25:09

21 апреля 2020 года в вебинаре Союзлегпрома «Ставка на онлайн в условиях пандемии COVID-19» Алексей Мурзенок, директор по международным партнерским программам Российского экспортного центра, рассказал об основных маркетплейсах для продукции легпрома, особенностях субсидий по регионам. Прямой эфир смотрела редактор ИА «РИА Мода» Ирина Щелкунова.

Рынок интернет-торговли динамично развивается и непрерывно растёт. Спикер привел данные объема рынка в разных странах мира. С одной стороны, может показаться, что Россия (30,4 млрд $) сильно отстает от Китая (1568,4 млрд $) и США (481,9 млрд $), с другой, Россия обгоняет достаточно густонаселенную Бразилию (27,1 Россия) и практически равняется с Южной Кореей с почти 100%-м покрытием Интернета по всей стране. Для сравнения: 11 ноября 2019 года только за один день распродаж на своих маркетплейсах (их около 30) Alibaba Group продала на 45 млрд $.

Россия пока еще отстает, но есть явный потенциал, в электронной торговле точно нужно участвовать, считает Алексей Мурзенок. «Мир сейчас такой, особенно в условиях пандемии, нужно научиться торговать в онлайне. Некоторые у нас делают это хорошо, но их абсолютно подавляющее меньшинство, многие только делают первые шаги. Они и есть тот основной костяк, на который РЭЦ делает сейчас акцент. Нам нужно инициировать выход в онлайн на экспорт как можно большее число компаний».

Говоря о том, как менялся мир за последние 10 лет, спикер привел пример распределения топ-10 самых дорогих компаний мира в 2008 и 2010 годах: три it-компании против семи, соответственно. «Российский топ-10 в 2019 году не в мировом тренде: один банк и девять добывающих компаний. Если смотреть по капитализации, первые 100 крупнейших российских компаний вместе – 591 млрд $. В сравнении, Amazon 802 млрд $ в одиночку. Нужно понимать, что мир уже диджитализированный, и можно сделать очень хороший бизнес в онлайн, в том числе и по легпрому», – комментирует эксперт.

Список крупнейших по капитализации российских интернет-компаний возглавляет «Яндекс» (10 724 млн $), в которую входит ecomm-разработка «Беру». Wildberries на четвертом месте (1200 млн $), Ozon Group на пятом (694 млн $), Lamoda на девятом (226 млн $). При этом у Wildberries есть амбиции выхода на экспорт, в частности через него начинаются продажи в четыре страны СНГ. Кроме того, физически Wildberries оказался в Польше, начал продавать в европейском сегменте интернета.

РЭЦ работает с более 50 маркетплейсами по миру, как внутри страны, так и международными. В целом, маркетплейсы можно разделить на две больших группы –B2B и B2C. Алексей Мурзенок дал комментарии по некоторым из них.

Говоря о площадках для выхода с продукцией легпрома, из B2B самый известный в России – Alibaba.com (Alibaba Group) с охватом более 200 стран. Золотой аккаунт стоит порядка 6,5 тысяч $. Его наличие не гарантирует 100%-й вероятности экспортного контракта. «Однако, это возможность промониторить большую часть международного рынка. На маркетплейсе множество фильтров, которые позволяют оценить, продается подобный товар или нет, у каких компаний и в какой ценовой категории, – добавляет Алексей Мурзенок. – Мы осознаем, что 6,5 тыс $ в год – достаточно большая сумма. У РЭЦ есть субсидии от Минэкономразвития, которые находятся в региональных центрах поддержки экспорта, на поддержку малого и среднего предпринимательства. И там есть статья про онлайн, которая позволяет размещать товары и услуги регионального производителя на международных электронных торговых площадках, есть четко перечисленные маркетплейсы, на которые могут тратить средства. Это история про все регионы России, кроме Московского. У Москвы свое финансирование от правительства города, есть свое субсидирование».

Немецкий маркетплейс SAP Ariba в меньшей степени про легпром, но направление тоже представлено и продается. Площадка удобна тем, что регистрация бесплатная. Сделки до 44 тысяч евро также будут бесплатными, свыше – комиссия 0,155%, крайне минимальная. Для сравнения: на Wildberries – от 18% плюс сопутствующие, которые могут доходить до 25–30%, отмечает эксперт. Кроме того, сейчас, примерно на 60 дней, действует акция: бесплатно практически все, даже участие в тендерах по поиску поставщика.

Внутристрановой маркетплейс 1688.com (аналог Alibaba) – для тех, кто ориентирован на поставки в Китай.

Алексей Мурзенок: Казалось бы, где легпром и где Китай, который заваливает своей продукцией весь мир? Китай не только главный экспортер продукции легпром, но и главный импортер. То есть, больше всего продукции легпрома, если говорить о межстрановой торговле, закупается именно Китаем. В РЭЦ есть с китайской стороны ряд запросов на поставку продукции легпрома, в частности на дорогие российские брендовые вещи. Не могу сказать, что в этом вопросе Россия далеко продвинулась, потому что Китай – сложный рынок как отдельная система. Мы в Китае, к сожалению, не умеем продавать, но придем к этому. Сложность в том, что нужно подбирать хорошего партнера на китайской стороне, который будет делать за вас. На данный момент у РЭЦ хорошие начинания по категориям «еда» и «косметика», следующим этапом хотим выводить как раз нашу продукцию легкопромышленного комплекса, создать организационно простой и финансово дешевый канал выхода на китайский рынок».

Farfetch может рассматриваться и как B2B и как B2C. Английская разработка, закрытый маркетплейс: зарегистрироваться и встать на полку российскому юрлицу практически нереально. У РЭЦ есть партнеры, которые имею возможность выводить на закрытые маркетплейсы. В Европе около 40 закрытых маркетплейсов, с пятью-семью из них РЭЦ плотно работает.

Маркетплейсы B2C можно поделить на два типа – трансграничная и внутристрановая торговля. Ebay и Etsy – самые главные представители трансграничной торговли (изначально поставщик не вывозит товар, он находится в России, и посредством трансграничого маркетплейса онлайн совершает продажу, после через систему отправки отсылает заграницу). По данным Data Insight, в год через Ebay идет экспорт на 817 млн $ с перспективой роста до 10 млрд к 2024 году. На первом месте трансграничного экспорта Ebay: мода, одежда, обувь, аксессуары. Ebay ориентирован, прежде всего, на Америку и Европу, в меньшей степени на азиатский регион.

Amazon присутствует по всему миру. На Amazon.com можно регистрироваться на российское юрлицо, но здесь встает политический вопрос: за 2019 год ни одно российское юрлицо не удалось зарегистрировать на «.com». «То есть, не запрещают, но и не регистрируют, и ответов по этому поводу не дают», – комментирует спикер и добавляет, что есть партнеры, предлагающие выход через свои аккаунты и разные другие механизмы, вплоть до регистрации сначала на физлицо, но это самый надежный метод. Для европейских доменов Amazon обязательно европейское юрлицо.

«Мы осознаем, мало кто имеет свои юрлица на территории Европейского союза, у РЭЦ есть партнеры, которые за вас смогут выставить продукцию и могут за вас же и торговать. Модель такая: по агентскому договору вывозите продукцию на склады хранения на территории Европы, склады часто находятся в странах Прибалтики либо в Германии. Дальше она выставляется на Amazon, продается, после этого на проданную часть товара заключается договор купли-продажи и по нему деньги поступают на территорию РФ вашей компании. Это идеально выверенный правильный вариант торговли при вывозе на склад временного хранения», – комментирует Алексей Мурзенок.

Tmall и Jd.com, внутрикитайские маркетплейсы, – главные конкуренты Amazon на мировом рынке, на них продается все, посещаемость – от 200–500 млн в месяц, но там разместиться организационно непросто. Технически необходимо иметь китайское юридическое лицо, которое будет открываться до одного года. После этого примерно год-два нужно торговать в ритейле, сдать 1–2 раза аудиторскую отчетность, и только после этого маркетплейс будет рассматривать, разместить ли аккаунт у себя. Придется заплатить 50–100 тыс $, чтобы иметь возможность иметь свой аккаунт на маркетплейсе. «Для единичной компании это дорого. Мы создали наши аккаунты по еде и косметике, следующий шаг – легпром», – комментирует эксперт.

Говоря об антикризисных мерах, Алексей Мурзенок повторил насчет субсидий от Минэкономразвития в регионах. На одну компанию МСБ может тратиться до миллиона рублей. Практика 2019 года показала, что региональные центры поддержки бизнеса тратят на одну компанию 200–500 тыс. рублей. «В эту сумму входят не только расходы на размещение на маркетплейсе (РЭЦ помогает подобрать, в том числе удаленно, наиболее оптимальный под продукцию поставщика), но и продвижение внутри маркетплейса путем привлечения стороннего партнерского трафика на целевые страницы с товаром. На Wildberries деньги тратить нельзя, потому что это субсидии на поддержку экспортной составляющей», – отвечает спикер на часто задаваемый вопрос.

При этом у Москвы отдельное финансирование и заложены субсидии, к примеру, на Wildberries и Azel, идет компенсация комиссии (внутри России). Компаниям, которые производят и зарегистрированы юридически в Москве, следует общаться в Московский экспортный центр, где список маркетплейсов оперативно пополняется (к примеру, Ebay добавился на прошлой неделе). Для Московской области изменение сметы тоже возможно.

На вопрос о закрытии границ Алексей Мурзенок отвечает: «На самом деле, границы не закрыты, есть определенные ограничения, которые меняются через день. По этому вопросу мы тесно контактируем с «Почтой России», она дает свежую информацию, которую мы обновляем минимум два раза в неделю. Полностью закрытых стран сейчас 5–7. «Почта России» достаточно вариативна, сама ищет возможности по доставке грузов, несмотря на скептическое у многих отношение, с экспортом последние 3–4 месяца достаточно хорошо. Если в феврале в Европе намечался спад по онлайн-продажам, связанный с пандемией в том числе, то с марта уже продаж было больше, чем в январе 2020 и марте 2019. Потребители пересмотрели тот вариант покупки, который был раньше».

Сертификация для трансграничной модели B2C не нужна. Если сначала товар вывозится на склад временного хранения, то при условии, что продукция в этой стране попадает под сертификацию, ее нужно иметь. В Китае дополнительно остро встает вопрос о регистрации торгового знака.

Эксперт советует креативно подойти к процессу создания листинга на маркетплейсе: изображение, описание, в том числе на английском. На запрос покупателя нужно реагировать очень оперативно, выдерживать сроки доставки. И следить за рейтингом аккаунта, от которого напрямую зависит трафик на аккаунт. Многие маркетплейсы учат, как работать на площадках, от бесплатных до достаточно дорогих, как университет Taobao от Alibaba Group.

Что сделать, чтобы продукция хорошо продавалась? Спикер привел пример успешных продаж кастомизированных под известные сериалы кед и кроссовок, которые по качеству – стандартные. Одежда от «Армии России» пользуется большим спросом в мире. Как и дорогие брендовые вещи с надписями на кириллице. Компания из Калининграда производит кокошники, которые сейчас продаются в 80 стран мира, а взлетели в продажах после Чемпионата мира по футболу. «Продаж такой продукции очень много. Сейчас, если у вас «обычная» продукция, может быть, стоит сделать что-то необычное, что точно привлечет внимание. Есть смысл поработать над чем-то, что может стать очень интересным по миру, станет крючком, по которому будут приходить покупатели, в том числе и большие закупщики, – комментирует Алексей Мурзенок. – Я всегда говорю о том, что мы себя недооцениваем. Мы точно можем сделать что-то такое, что будет пользоваться большой популярностью в мире».

Иллюстрации предоставлены спикером Алексеем Мурзенком, Российский экспортный центр.

«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 20 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2020 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте